Контакты:
Телефон: +380 (44) 581-15-51
E-mail: office@gramatskiy.com
Skype: GramatskiyLawFirm
Адрес:
Украина, 01001, г. Киев,
ул. Михайловская, 16
этажи 2-4
UKR RUS ENG
АФ "Грамацкий и Партнёры"
Контакты:
Телефон: +380 (44) 581-15-51
E-mail: office@gramatskiy.com
Skype: GramatskiyLawFirm
Адрес:
Украина, 01001, г. Киев,
ул. Михайловская, 16
этажи 2-4

Публикации

Аналитика. Статьи. Комментарии.

Банк хочет знать откуда деньги. Что делать. 10 октября 2017 года

Опубликовано 10.10.2017 Игорь Реутов

minfin.com.ua

Точечные, и, на первый взгляд, незначительные, изменения внесенные в мае 2017 года Постановлением НБУ №42 в порядок осуществления банками финансового мониторинга, утвержденный постановлением НБУ от 26 июня 2015 року № 417, могут откатить назад все попытки по детенизации экономики. Изменив буквально несколько положений, Нацбанк, используя крайне общие формулировки, поставил банки в позицию тотальных контролеров любой активности своих клиентов. Если ранее банки должны были оценивать финансовое состояние клиента во время идентификации, т.е. один раз при установлении деловых отношений (пример, открытии счета), и периодически (один раз в квартал) изучать его финансовые операции клиента, а также время от времени (от одного раза в год до одного раза в три года в зависимости от уровня рисковости клиента) уточнять его финансовое состояние, то теперь банки должны это делать на постоянной основе при любом виде обслуживания клиента. Более того, в деле клиента теперь должна быть информация об источниках происхождения средств и активов (чего раньше не было). К банкам добавилось еще одно требование: отныне они должны «выяснить цель и характер будущих деловых отношений клиента». Все это новое регулирование усугубляется еще тем, что с сентября 2017 года НБУ своим Постановлением от 31.08.2017 г. № 84 усилил ответственность банков за «недостаточность финмониторинга» в виде штрафа до 8 млн. гривен. Очевидно, этим и может объясняться чрезмерное рвение банков выполнять новые требования.

Как было обозначено выше, НБУ в своих изменениях использовал достаточно общие формулировки, которые, в совокупности с положениями ст.15 и 16 ЗУ «О предотвращении и противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» от 14.10.2014 года № 1702-VII (далее – Закон о легализации) могут позволить банкам считать, что они должны требовать подтверждающие документы, в том числе при выдаче депозитов. И хотя, это требование выглядит абсурдным, винить в этом, скорее всего, нужно регулятора, а не банки. Будем надеяться, что НБУ в ближайшее время предоставит банкам разъяснения в части того, какие именно операции должны мониториться в первую очередь, и, очевидно, это не должны быть операции по выдаче депозитов.

Что касается, обязанности клиента предоставлять документальные подтверждения, то здесь необходимо отметить, что клиент вынужден предоставлять такие документы, в противном случае, банк, считая, что операция подозрительная, может на основании Закона о легализации заблокировать финансовую операцию, после чего могут включаться механизмы, установленные Уголовным процессуальным кодексом Украины.

Обращение в суд для возврата своих денежных средств можно использовать, однако это лучше делать в качестве крайней меры, поскольку любое судебное разбирательство - это и долго и затратно. Кроме того, вопрос о легальности происхождения денежных средств тоже может быть поднят при судебном рассмотрении. У банка есть достаточно широкие полномочия по выявлению незаконных операций. Более того, банкам даже не нужно доказывать, что та или иная операция является незаконной. Им достаточно иметь просто «подозрения». При использования судебных механизмов возврата депозита, убеждать в легальности происхождения денежных средств необходимо будет суд. Зачастую в банке это сделать проще.

Назад

^